§ 2. Римское право древнейшего периода

Понятие способов обеспечения обязательств. Реальные гарантии обязательства Залог 2. Акцессорный характер залогового отношения. Такие способы обеспечения исполнения обязательств, как задаток, неустойка, поручительство и залог, были известны еще римскому нраву. Целью данной работы является рассмотрение института обеспечения обязательств и анализ применения способов обеспечения обязательств в римском праве. Объектом изучения представленной работы являются общественные отношения, связанные с обеспечением обязательств. Предметом изучения — способы обеспечения обязательств, применяемые в римском праве. При написании работы использованы следующие источники: Однако на практике эти меры нередко оказываются недостаточными для защиты прав другой стороны — кредитора. Убытки должны быть подсчитаны и доказаны, а их взыскание требует соблюдения длительных судебных процедур и может оказаться безуспешным ввиду неплатежеспособности должника.

Римское обязательное право. Договоры

Преступление Правонарушение, подверженное действию уголовного наказания, и следовательно, принадлежавшее сфере уголовного права, обозначалось в отличие от правонарушений частного права . Терминология сложилась механически — как обозначение требования о жестком возмездии, совершаемого в процессе публичного обвинения в данном деянии. В общем виде преступления по римскому публичному праву разделялись на традиционные с.

Возвращение к римскому праву решало две ключевые задачи. покоящемся не на всеобщем чувстве солидарности, а на страхе перед а потому, что это было право материально сильного, это было властное право»{}.

Римское право древнейшего периода Общая характеристика. Вплоть до середины в. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом квиритскими обычаями и ритуалами , нашедшим свое отражение и в Законах таблиц. Квиритское, или цивильное буквально - гражданское, то есть связанное с римским гражданством право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством но не к перегринам - иностранцам , и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.

Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность во всяком случае, формально участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходящая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве.

Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества.

Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона.

любому интересующемуся римским правом понять, что оно не потеряло сво- ей актуальности .. гибель вещи, а несет только страх за ухудшение ее; б) когда вещи, входящие Что понималось под угрозами и сильным страхом .

Агнатское родство не было постоянным. Например, эманципированный сын утрачивал его. Дочь домовладыки, вступившая в брак, становилась агнаткой в семье своего мужа, утратив агнатское родство в отношении собственного отца и членов прежней семьи. Агнаткой была и жена домовладыки, состоящая с ним в браке с властью мужа. Первая глава предусматривала ответственность за убийство чужого раба или скота в размере наивысшей цены такой вещи за последний год.

Третья глава относилась к различным повреждениям любых вещей: Постепенно с помощью закона Аквилия, кроме квиритских собственников, защиту получили видимо, в форме фиктивных исков и другие обладатели имущества: Акцептиляция освобождает должника от обязательства, если даже фактического исполнения не последовало.

Это воображаемое исполнение Гай. Например, заключивший под влиянием страха стипуляцию мог добиться с помощью претора акцептиляции, чтобы освободиться от обязательства. Так, распространенными в Риме были иски по аналогии при применении закона Аквилия в случае причинения вреда бездействием, поскольку закон Аквилия предусматривал ответственность за вред, причиненный действием .

Например, арендатор не кормил чужих животных и они погибли. В таком случае был возможен иск наймодателя по аналогии на основании закона Аквилия.

/ Методичка по Римскому частному праву

Судебное решение например, при разделе общей собственности. Погасительная давность, то есть если лицо не использовало личный сервитут в течение 2 лет, а земельный — 10 лет движимые вещи или 20 лет недвижимые вещи. Отказ сервитуария использовать сервитут. Гибель или порча служащей вещи. Переход служащей вещи в разряд внеоборотных. Личные сервитуты прекращались смертью управомоченного лица.

Быть компетентным. - в римском праве, его месте и роли в системе юридического сделки под влиянием угроз и сильного страха перед контрагентом.

Понятие вещи в римском праве. Характерной особенностью римского гражданского процесса в течение республиканского периода и периода принципата было деление процесса на две стадии производства, из которых первая называлась , вторая — . Производство в этих двух стадиях не имеет ничего общего с современным различием судебных инстанций. Дело в том, что современный суд первой инстанции рассматривает дело от начала до конца и выносит решение по делу.

Если это решение не обжаловано в течение установленного срока, оно вступает в законную силу и приводится в исполнение. В случае обжалования суд второй инстанции пересматривает состоявшееся решение. Римская же первая стадия процесса приводила к окончанию дела только в случае признания иска ответчиком а такой вопрос, как видно из открытых в году новых фрагментов Институций Гая, прямо ставился истцом: По общему же правилу спорное дело только подготовлялось к решению, а проверка обстоятельств дела и вынесение решения происходили во второй стадии .

Таким образом, и не две инстанции, а два этапа одного и того же производства; только прохождение дела через оба эти этапа, по общему правилу, приводило к его решению.

Римское право в архаическую эпоху.

Вплоть до середины в. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом квиритскими обычаями и ритуалами , нашедшим свое отражение и в Законах таблиц. Квиритское, или цивильное буквально — гражданское, то есть связанное с римским гражданством право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства — общины.

Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством но не к перегринам — иностранцам , и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность во всяком случае формально участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда.

Мы говорим о римском частном праве, и потому необходимо выяснить, под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли например,"где из-за страха", или"по злому умыслу", или что.

О значении римского права Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И. Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени.

Нижеследующие тезисы представляют попытку выяснить это значение. Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.

В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.

1.6. Деятельность римских юристов.

Правовое положение рабов в римском праве Правовое положение рабов в римском праве Правовое положение рабов в Древнем Риме. Древнеримское население по статусу свободы делилось на две категории: В своём развитии рабство прошло две самостоятельных стадии: Патриархальное рабство характеризовалось тем, что в ту эпоху численность рабов была достаточно невелика, а сами рабы, являясь низшими членами семьи, трудились в домашнем хозяйстве господина. Таким образом, в земледелии рабских труд применялся не часто в основном с тем, что земельные наделы римлян были малы.

Но в период активных военных завоеваний численность рабов людей, захваченных в плен существенно возрастает.

Реституция в Римском праве (Римское право). совершившим промах или обманутым либо потерпевшим ущерб вследствие страха, чужого лукавства.

О значении римского права Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И. Покровского"История римского права""Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением.

Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени. Нижеследующие тезисы представляют попытку выяснить это значение. Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.

В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.

Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским буржуазным условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации.

Как побороть страх? о. Андрей Ткачев